Независимо от пород, признанных Международной
кинологической федерацией, существуют и другие борзые, не принятые на
Западе. Некоторые из них более или менее соответствуют понятию "борзая".
Они упомянуты в сообщении о борзых Египта. Здесь нужно завершить
перечень борзых, которых знают в Европе, чтобы список не остался
неполным.
О борзой Кордофана. В XIX столетии в Германии, в Рентендорте (Тюрингия)
жили два известных натуралиста: Карл-Луи Брем, орнитолог, автор "Чудес
природы", и его сын Альфред-Эдмонд, большой путешественник, автор "Иллюстрированной жизни животных". В 1848 г. отцу был 61 год, сыну 19.
Неизвестно, кто из них ездил в Египет, возможно, что и оба. Во всяком
случае сын написал книгу о борзых, существовавших в ту эпоху в Верхнем
Египте, точнее в Кордофане, на этом огромном плоскогорье, простирающемся
на восток от Нила и пригодном для скотоводства. Брем в Кордофане, в
селении Мельберс, прожил не одну неделю и имел хорошие возможности
наблюдать борзых этого региона. Он дал прекрасный, яркий рассказ о
"деятельности" этих животных, защищающих селения от набегов хищных
зверей и на охоте прекрасных поставщиков мяса крупных животных (антилоп,
оленей и т. п.). Брем писал: "... На севере (Африки.- В. К.) борзые
очень разные по сложению и одежде, но в Судане они все, кажется,
принадлежит к одной породе, которая представляет собой борзую степей.
Это животное благородной породности с мягким характером; ее шерсть
мягкая, шелковистая, светло-желтая, но часто окрасы темного цвета
приближаются к козьему. Отметим: на древних египетских монументах эта
порода представлена с другими окрасами (главным образом борзая
пятнистая). По этим памятникам можно заключить, что это замечательное
животное было выведено в глубочайшей древности. Я наблюдал его в Кордофане
... Все степные племена, как оседлые, так и кочевники, уважают борзую
по-особому ... Некоторые обычаи, ставшие своего рода законами,
определяют ценность, которая присваивается этой собаке. Вот пример: в
Йемене традиция заставляет того, кто убил борзую, отдать как искупление
такое количество пшеницы, которого достаточно, чтобы покрыть собаку,
подвешенную на конце пики таким образом, чтобы конец морды касался
земли..."
В конце XIX в. в книге "Собака и ее породы" Пьер Мегнен
начинает главу о борзых несколькими соображениями о происхождении этих
животных, а затем очерком о борзой Судана, которую он считает
представителем древнейшей породы, наиболее близкой к началу настоящей
борзой. Пьер Мегнен пишет: "Крупная борзая Древнего Египта существует в
Кордо-фане, где ее наблюдал Брем. Он ее не описал, но сказал, что это та
самая борзая, которая представлена на памятниках Древнего Египта то в
сплошном окрасе, то в пегом; он описывает, между прочим, один из четырех
фараонских храмов и Нубии, где его навестил принц но имени Орсосат,
губернатор этой провинции, предложивший королю Аменофису II подарки,
среди которых находились борзые совсем такие же, как эти из Кордофана".
Далее Пьер Мегнен пишет о шкуре собаки этой породы, которую ему прислал
маркиз Д'Ансерето де Бурдело, владелец, очевидно, характерного
представителя породы, которого получил из Занзибара в 1885 г. и который
у него погиб как-то случайно. Пьер Мегнен сделал промеры шкуры и
зарисовал ее; и это, но его словам, заменяет описание, не сделанное
Бремом.
Пьер Мегнен точно описывает эту занзибарскую собаку, иллюстрируя
описание составленным им портретом. Остается неизвестным, к какой породе
относится этот экземпляр борзой особого типа с мягкой полудлинной
шерстью, пестрой как сорока, с ушами твердыми, лежащими на продолжении
черепа, и с пушистым хвостом.
Так несколько сцрок Брема и шкура собаки из Занзибара, что в 2500 км от
Кордофана, позволили через 80 лет после исчезновения этой борзой из
Судана или Кордофана признать ее породность.
Борзая шиллуки. В записных книжках путешественников, посещавших страны в
верховьях Нила, есть интересные заметки об осмотренных местах. Однако
эти очерки недостаточны для точного представления о борзых данного
района, хотя и дают некоторое понятие о них. Описанные Бремом борзые
арабов "Шукуриен" на правом берегу Нила, у слияния Атбары и Нила, борзые
арабов "Хассание" на левом берегу Нила и некоторые другие составляют с
борзыми шиллуки одну группу.
Возможно, что шиллуки являются как бы ядром хамитской группы местных
борзых. Можно констатировать лишь, что шиллуки- порода, выведенная
хамитскими племенами, и что хозяева этих собак принадлежат к разряду
людей, неспособных установить, идут ли их борзые, скажем, именно от
тезема.
В XIX столетии шиллуки занимали территорию от южного края Кордофана до
Белого Нила и Бар-Эль-Газали (как раз в зоне распространения шиллуки
завершилась одиссея капитана Маршанда, который в 1898 г. водрузил
французское знамя в Фашоде). Действительно, шиллуки перешли за Нил и
захватили пространство 600-700 км на юго-восток до границ Уганды.
Доктор Швейнфурт (ботаник) исследовал родину Шиллуки в 1872 г. и описал
этих собак: ". .. они похожи на борзых несколько массивных, иногда
достигающих роста наших собак (т. е. стандартных.- В. К.). Их окрас
обычно сходен с окрасом лисицы. Морда очень длинная. Шерсть короткая и
гладкая; хвост развернутый, напоминающий крысиный. Уши длинные, мягкие,
наполовину в складках. Они обладают большой резвостью и легко догоняют
газелей. Подобно кошкам, они взлетают на склоны и холмы термитников
высотой в десять футов, их скачки, прыжки по длине в 3-4 раза превышают
их собственный рост. Главные приемы борзой шиллуки мало отличаются от
манеры бедуинских борзых из Кордофана или Сенаара".
Это описание вполне сходно с изображением, сделанным в 1892 г. Ричардом
Штребелем де Мюних. Возможно ли поэтому видеть в ней породу азиатскую?
Но так как ее не осматривали современные кинологи, то на этот вопрос
ответить трудно.
Отметим указанные Зильвальдом и Шеком аналогии между шиллуки и салюки
Йемена - породой азиатской. Напомним, наконец, замечание Брема по поводу
йеменского обыкновения оплачивать убытки в случае убийства борзой,
обычая, память о котором сохранилась у владельцев борзых шиллуки и
который возник в Азии.
Борзая голубых берберов. В мимозных степях Южной Сахары, летом
оживляемых сильными ветрами, с далями, окутанными голубой дымкой, во
всех регионах, исхоженных кочевниками-туарегами, борзая была известна,
как берберийская. Кто видел в ней просто собаку, кто считал, что она
забава властителей и богачей; толковали, откуда она взялась, приписывая
ей африканское происхождение. А туарегов она интересовала лишь как
борзая ловчая собака, и они не задумывались над тем, насколько ошибочно
считать происхождение их борзой африканским, так как эта собака не имеет
ничего общего с теземом и, наоборот, представляет собой образец
азиатской борзой.
Если сравнить борзую туарег со слюгги, то можно заметить, что у туарега
череп более удлиненный, менее широкий, корпус более короткий, сочленения
отчетливее, что есть некоторые различия в деталях, в положении и форме
ушей и в манере держать хвост. Между этими двумя породами борзых
наиболее очевидная разница состоит в одежде, которая у борзой туарег
большей частью допускает белые чулки, как бы надетые на ноги; иногда
продолжение белизны на ногах может достигать груди и белого ошейника.
Все это приводит кинологию к признанию самостоятельности борзой туарега,
по-настоящему "открытой" на западе.
Зоологически эта борзая кажется возникшей параллельно слюгги и салюки
как вариант азиатской борзой. На этом настаивает известный французский
кинолог Ксавье Пржедзецкий, начиная свою книгу "Борзые" именно с
азиатских борзых. В области кинофилии эти варианты признаны "породами" со своим стандартом каждая
Присутствие этой азиатской борзой у туарегов в суданских краях окутано
тайной. Без сомнения, в своих миграциях к Африке некоторые хамитские
племена могли ввести с собой на этот континент и азиатских борзых. Это
предположение пока недостаточно обосновано.
У всех хамитских племен Африки единственной борзой доисторической эпохи
был тезем, и только Берберия была обиталищем Канис гетулус - одной из
доисторических ископаемых собак.
Можно также думать, что туареги (ветвь берберийской народности, довольно
поздно эмигрировавшая в Центральную Сахару) могли привести с собой
слюгги Северной Африки. Между тем история народов Африки подвергает
сомнению такую гипотезу, которая кажется слабой еще и из-за различий
между слюгги и туарегом, отмеченных выше.
Существуют разные предположения и гипотезы по поводу происхождения и
истории борзой туарег в веках. Когда-нибудь люди узнают больше. А пока
существование варианта азиатской борзой у туарегов - это просто факт.
Для туарегов борзая -желанный товарищ на охоте, о котором они умеют
позаботиться. Они его кормят дикими семенами, растолченными,
разведенными в воде или молоке, продуктами охоты как необходимым
дополнением к пище.
К моменту родов сука роет нору глубиной в один "локоть" и больше,
ориентируясь так, чтобы солнце не проникало туда. Там она размещает
своих маленьких, чаще всего двух, реже трех. В течение веков эта порода
очень верно сохраняет свое сложение (gabarit) и отстаивает свою судьбу
среди поворотов изменчивого времени.
Гармония этой борзой, образца степей, не могла не соблазнить европейцев,
и они создали несколько гнезд этой породы во Франции и других странах.
Но ясно, что животное этого типа не может существовать без физической
деятельности, как большинство борзых. Борзая туарег распространена
широко, особенно в республике Мали и Нигерии.
Другие борзые в Африке. Помимо северной зоны Африки несколько гнезд
борзых слюгги отмечены в разных регионах этого континента. В частности,
слюгги есть в Чаде, главным образом у кочевников Уад Симан и смешанных
негритянских народностей. Равным образом можно найти слюгги У пастухов
Галлас берберийского происхождения, проживающих на юге Эфиопии на
границе с Кенией и Сомали. В последнем столетии арабы Шамбас из
Занзибара имели также и слюгги, которых они импортировали из Moscato на
Персидском заливе.
В Мавритании у племен Немадис существовала помесная резвая собака.
Хозяйство этого племени основано исключительно на охоте, особенно на
добыче антилоп (аддакс - 50 кг, орикс - 80 кг - оба вооружены мощными
рогами). Охотники племени Немадис занимаются селекцией и правильно
выдерживают собак для ловли дичи. Немады развивают их способности в
одном из наиболее опустошенных районов Сахары (Джуф), где они преследуют
антилоп при их миграции. Охотники, участвующие в общей охоте, ведут
своих собак па сворах, стараясь приблизиться к стаду насколько возможно,
и пускают собак, достигнув непосредственной близости. Собаки бросаются
за бегущим стадом. Вожак своры (стаи) прыгает и хватает антилопу за нос
(ноздри) или за уши, тогда как остальные вцепляются в ноги. По крайней
мере километр все собаки стараются удержать, остановить антилопу, и
охотник-немад подоспевает, чтобы помочь ударом копья. Все богатство
немадов - это их собаки. Семья, имеющая пять-шесть собак, выплачивает
приданое невесты собаками. Нередко немады кобелей кастрируют. Собаки
немадов имеют кровь слюгги, однако они менее резвы и более сильны.
На выставке собак в 1972 г. были "борзые" бушменов из Калахари. Собаки
беспородные, набежавшие из соседних стран, держатся около определенных
кланов в качестве новичков, не участвуя в период группировки и
сотрудничества на охоте. Здесь выручает исключительно опыт охоты с
копьем, луком и отравленными стрелами.
p.s. При
копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.